icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Время в Эссо
01:28
Sunday, 9 Ноября
Курсы валют
сегоднязавтра
93.76 93.84
81.38 81.23
Рекламный баннер 990x90px top

Народная культура, как живой организм, постоянно развивается и трансформируется

05:20 07.11.2025 16+
Народная культура, как живой организм, постоянно развивается и трансформируется. И даже самые, казалось бы, устоявшиеся ее элементы – обряды – не являются исключением. Часто мы воспринимаем их как нечто застывшее, неизменное, передаваемое из поколения в поколение в первозданном виде. Однако, как показывает наше исследование, даже в рамках одной локальной традиции, обряды могут демонстрировать удивительную вариативность.

«Хололо» (вариант названия — «Ололо») — это промысловый обряд
комплексного характера, включающий различные ритуальные действия, одни
из которых оказались особенно устойчивыми, другие подверглись некоторым
изменениям или полному выпадению из его структуры.
Вариативность в названии обряда объясняется чисто фонетическими
причинами. Так, в с.Карага в процессе обряда раздается возглас «Хололо», а
в с. Лесная «Ололо». Это междометия, не имеющие лексического значения.
Произносятся возгласы в особо значимые моменты и выполняют функцию
магического слова.

Вариативность в названии обряда объясняется чисто фонетическими
причинами. Так, в с. Карага в процессе обряда раздается возглас «Хололо», а
в с. Лесная «Ололо». Это междометия, не имеющие лексического значения.
Произносятся возгласы в особо значимые моменты и выполняют функцию
магического слова.

Первое описание подобного промыслового праздника принадлежит
В. И. Иохельсону, который в октябре 1900 года присутствовал на празднике
«белого кита» в поселке Куэл Пенжинского района. Его наблюдения учитываются нами, так как представленный им обряд в основных его
звеньях остается и в последующих записях. Это подтверждается и выводами ученых относительно постоянной формы, а также функций обрядовых действий в течение длительного времени. Так, например, Э. Б. Тайлор, выдающийся этнограф и историк XIX века, писал: «Вместе с тем некоторые религиозные обряды отличаются удивительным постоянством, сохраняя в сущности,
ту же форму и значение в течение длительных периодов времени, выходящих, далеко за пределы истории». В то же время им отмечена и
способность «к изменению под воздействием новых умственных и нравственных условий среды того, что тщательно и даже рабски воспроизводилось»..........

(Гурвич И. С. Корякские промысловые праздники // Сибирский этнографический вестник. Вып. IV.)
159

Оставить сообщение: